Используемые нефтяными компаниями автоцистерны, монтируются на
базовом шасси автомобиля (АЦ), прицепа (ПЦ) или полуприцепа (ППЦ) общего
назначения по рамной или безрамной технологии. В случае безрамной
технологии достигается высокий коэффициент полезного использования
объема цистерны. Предназначены цистерны для транспортировки и
кратковременного хранения, а так же перекачки темных или светлых
нефтепродуктов. Различаются современные цистерны по наличию или
отсутствию насоса. Привод насоса осуществляется от коробки отбора
мощности (КОМ) автомобильного двигателя. Из ПЦ и ППЦ топливо сливается
либо самотеком либо с помощью насоса, установленного на седельном тягаче
(гидрофицированный привод).
Форма, которую придают цистерне, может быть эллипсоидной (овальной),
круглой, чемоданной (прямоугольной) или трапециевидной. Но бывают случаи
когда цистерны выполняют с переменным сечением (на шасси прицепов и
полуприцепов или в составе одноосного тягача). Делается это для
обеспечения эффективного распределения нагрузки осям базового
полуприцепа и на седельное устройство тягача. Устойчивость при
транспортировке с полной массой придает низкий центр тяжести. Сам сосуд
цистерн, предназначенных для транспортировки нефтепродуктов,
изготавливают из высоколегированной стали. Насосная установка,
трубопроводы, образующие магистрали слива и нижнего наполнения, запорные
устройства, магистрали рекуперации паров нефтепродукта, система
управления донными клапанами входят, как правило, в комплектацию
технологического оборудования.
Безопасность, надежность и прочность — именно этим трем китам уделено
в последние годы пристальное внимание инженеров. Подавляющая часть
технологических решений так или иначе связана с безопасностью и
предусматривает обеспечение пассивной защиты от возможного возгорания
топлива при ДТП. Так внутренняя часть цистерны обычно оснащена
перегородками и волнорезами. В последнее время наблюдается тенденция —
сосуды современных полуприцепов, предназначенные для перевозки
нефтепродуктов обладают торосферическими днищами, которые кроме того,
что придают высокую прочность конструкции еще и играют роль волнорезов.
Трубопроводы и сливные коллекторы в большинстве цистерн соеденины
резиновыми компенсаторами. Предназначение этих компенсаторов — принять
на себя часть нагрузки при столкновении, не нарушая в то же время
герметичность сосуда. Если цистерна по внутреннему объему превышает 12
м3, то их секции, как правило, автономны. Для сосудов вместимостью 40
000 л могут быть предусмотрены четыре секции. Это удобно еще и тем, что
каждая из них может быть заполнена топливом разных марок.
В плане безопасности интересно решение, примененное в конструкции
бензовозов производства ЗАО "Бецема". Эта фирма включает в базовую
комплектацию своих цистерн донные клапаны со специальной проточкой на
корпусе, в которой при ударе отламывается наружная часть с механизмом
открывания. При этом донный клапан остается закрытым — время его
срабатывания не должно превышать четырех секунд. Сам технологический
шкаф, который расположен под цистерной, изготавливается с большим
запасом прочности.
В процессе разработки новых модификаций цистерн инженерами в
последние годы много внимания уделяется проблеме потерь нефтепродуктов
при перекачке. Что не удивительно - ведь эти потери могут составлять
более 70% всех потерь жидкого нефтяного топлива при транспортировке.
Согласно исследованиям, испарения автомобильного топлива при перевозке
достигают 0,01 кг, а при сливных и наливных работах – 0,71 кг на 1 м3
объема.
Это не существенно в масштабах одной перевозки, но в больших
компаниях, где перевозки могут достигать до 2000 т в месяц на один
полуприцеп эти "мелочи" превращаются в огромные потери. В связи с данной
проблемой еще в 30-х годах прошлого века начали разрабатывать и
применять системы, обеспечивающие рекуперацию паров нефтепродуктов при
верхнем наливе. Однако этого оказалось не достаточно. Плюс ко всему
верхний налив совершенно не способствовал безопасности оператора, а
снег, дождь, пыль при попадании в цистерну загрязняли горючее. Все это
привело к разработке систем нижнего налива (ГОСТ Р 50913-96) и позволило
ощутимо снизить потери. Но и на этом дело за борьбу снижения потерь, не
закончилось. Следующим этапом стало внедрение нижнего налива,
сочетающееся с отводом паров при наливе-сливе.
На сегодняшний день используются еще более совершенные системы для
отвода паров в подземный резервуар непосредственно из цистерны. Это
практически устранило риск взрыва бензовозов при погрузке-разгрузке.
Также непосредственное отношение к безопасности бензовозов имеют такие
устройства как стройства беспроливной стыковки, адаптеры с фланцами
переменного диаметра, независимые запорные устройства и т. д.
Также, в ходе "эволюции" бензовозов, значительное изменение
претерпела конструкция съемной крышки люка самозащелкивающего типа. На
первых порах использовали схемы с отводом паров при перекачке. Сегодня
на страже безопасности стоят огневые предохранители, дыхательные
устройства, ограничители топлива и собственно сами патрубки отвода
паров. Именно патрубки и присоединяют при погрузке-разгрузке к
подземному резервуару через рекуператор.
Внедрение термисторных (терморезисторных) и оптических датчиков
ограничения налива, которые не имеют механически подвижных частей и
свободны от трения, ошибки оператора, сбоя счетчика (что актуально для
топливозаправщиков) или наличия остатков нефтепродукта, также является
одним из этапов сбережения топлива при перекачке. В основу работы этих
датчиков заложен принцип реакции быстронагреваемого резистора,
охлаждаемого при контакте с жидкостью. Однако термисторные датчики
быстро изнашиваются из-за резкого перепада температур. Поэтому
отечественный ГОСТ Р 50913 регламентирует использование средств привода
датчиков ограничителя наполнения за счет энергии перекачиваемой жидкости
(поплавков). Для того, чтобы избежать опасной ошибки при снятии
показаний уровня жидкости в цистерне в нижней части сосуда цистерны
предусмотрен продольный желоб для гарантированного слива отстоя.
Цистерны для темных нефтепродуктов (битума, мазута или нефти) снабжают
утеплителем. Подогрев в них производится горелками и нередко -
выхлопными газами.
Цистерны, занимающиеся перевозкой нефтепродуктов, должны быть
окрашены в ярко-красный или оранжевый цвет, иметь надпись "Огнеопасно" с
видимых сторон и снабжены табличкой "Опасный груз" (по ГОСТ 10807-78),
на которой вверху указан код экстренных мер, а внизу – серийный номер
груза по классификации ООН. Выхлопная труба на автоцистернах должна быть
выведена в переднюю часть, под бампер.
Почти половина всех выпускаемых в России транспортных автоцистерн и
топливозаправщиков приходится на продукцию НефАЗа. Сейчас завод
выпускает шесть моделей полуприцепов, в том числе для перевозки битума,
пять транспортных автоцистерн на шасси КамАЗ (8,8...17,0 м3) и
11,2-кубовый прицеп НефАЗ-8602.
ОАО "Бецема" сейчас выпускает 19 моделей полуприцепов-бензовозов и
два полуприцепа-нефтевоза.
ГрАЗ изготавливает пять автопоездов, четыре базовых прицепа-цистерны,
пять пролуприцепов вместимостью до 30 000 л для кратковременного
хранения нефтепродуктов плотностью не более 860 кг/м3 и три цистерны для
мазута, 15 бензовозов с цистерной вместимостью от 4900 до 17 000 л.
Воскресенский завод «Машиностроитель»
выпускает в общей сложности 10 моделей цистерн АЦ, ПЦ и ППЦ вместимостью
от 6 до 32 м3, а также нефтепромысловую цистерну на шасси МЗКТ-790992
(8х8) вместимостью 20 000 л для транспортировки нефти и масел.
ЗАО "Капри" (Санкт-Петербург), выпускает три модели полуприцепов с
емкостью на 25 000, 30 000 и 33 000 л для перевозки светлых
нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо). Компания также изготавливает
полуприцепы-цистерны с термоизоляцией вместимостью 25 000 и 30 000 л
для перевозки битума, мазута и сырой нефти.
ОАО "Алексеевкахиммаш" основное внимание уделяет транспортным
цистернам-полуприцепам вместимостью 16...40 м3 для светлых и темных (890
кг/м3) нефтепродуктов. Для автотопливозаправщиков мод. 5659 завод
выпускает 7...11-кубовые прицепы для светлых нефтепродуктов плотностью
не более 860 кг/м3. Автоцистерны на шасси полноприводных автомобилей
"Урал" и КамАЗ собирает завод "Строммашина" из Челябинска, на шасси КрАЗ
- Кредмаш (Украина).
Украинcкий НПК "Азовобщемаш" в России хорошо известен своими
аэродромными топливозаправщиками, а также выпускает четыре модели
полуприцепа для транспортировки светлых нефтепродуктов. Кроме этого
производством автоцистерн занимаются ОАО "Людиновский машиностроительный
завод" (на шасси ЗИЛ-433362, 6,5 м3) и ОАО "Пожтехника" (на шасси
КамАЗ-53213, 10...15 м3).
Тихорецкий завод "Красный молот" основной упор в производственной
программе делает на топливозаправщики, но помимо них выпускает и прицепы
на шасси СЗАП-85431 (9,5...11,2 м3).
Источник: http://www.tanktruck.ru/articles/4/ |