Суббота, 18.05.2024, 09:14Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [17]

» Поиск

» Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

Автоцистерны и нефть

Используемые нефтяными компаниями автоцистерны, монтируются на базовом шасси автомобиля (АЦ), прицепа (ПЦ) или полуприцепа (ППЦ) общего назначения по рамной или безрамной технологии. В случае безрамной технологии достигается высокий коэффициент полезного использования объема цистерны. Предназначены цистерны для транспортировки и кратковременного хранения, а так же перекачки темных или светлых нефтепродуктов. Различаются современные цистерны по наличию или отсутствию насоса. Привод насоса осуществляется от коробки отбора мощности (КОМ) автомобильного двигателя. Из ПЦ и ППЦ топливо сливается либо самотеком либо с помощью насоса, установленного на седельном тягаче (гидрофицированный привод).

Форма, которую придают цистерне, может быть эллипсоидной (овальной), круглой, чемоданной (прямоугольной) или трапециевидной. Но бывают случаи когда цистерны выполняют с переменным сечением (на шасси прицепов и полуприцепов или в составе одноосного тягача). Делается это для обеспечения эффективного распределения нагрузки осям базового полуприцепа и на седельное устройство тягача. Устойчивость при транспортировке с полной массой придает низкий центр тяжести. Сам сосуд цистерн, предназначенных для транспортировки нефтепродуктов, изготавливают из высоколегированной стали. Насосная установка, трубопроводы, образующие магистрали слива и нижнего наполнения, запорные устройства, магистрали рекуперации паров нефтепродукта, система управления донными клапанами входят, как правило, в комплектацию технологического оборудования.

Безопасность, надежность и прочность — именно этим трем китам уделено в последние годы пристальное внимание инженеров. Подавляющая часть технологических решений так или иначе связана с безопасностью и предусматривает обеспечение пассивной защиты от возможного возгорания топлива при ДТП. Так внутренняя часть цистерны обычно оснащена перегородками и волнорезами. В последнее время наблюдается тенденция — сосуды современных полуприцепов, предназначенные для перевозки нефтепродуктов обладают торосферическими днищами, которые кроме того, что придают высокую прочность конструкции еще и играют роль волнорезов. Трубопроводы и сливные коллекторы в большинстве цистерн соеденины резиновыми компенсаторами. Предназначение этих компенсаторов — принять на себя часть нагрузки при столкновении, не нарушая в то же время герметичность сосуда. Если цистерна по внутреннему объему превышает 12 м3, то их секции, как правило, автономны. Для сосудов вместимостью 40 000 л могут быть предусмотрены четыре секции. Это удобно еще и тем, что каждая из них может быть заполнена топливом разных марок.

В плане безопасности интересно решение, примененное в конструкции бензовозов производства ЗАО "Бецема". Эта фирма включает в базовую комплектацию своих цистерн донные клапаны со специальной проточкой на корпусе, в которой при ударе отламывается наружная часть с механизмом открывания. При этом донный клапан остается закрытым — время его срабатывания не должно превышать четырех секунд. Сам технологический шкаф, который расположен под цистерной, изготавливается с большим запасом прочности.

В процессе разработки новых модификаций цистерн инженерами в последние годы много внимания уделяется проблеме потерь нефтепродуктов при перекачке. Что не удивительно - ведь эти потери могут составлять более 70% всех потерь жидкого нефтяного топлива при транспортировке. Согласно исследованиям, испарения автомобильного топлива при перевозке достигают 0,01 кг, а при сливных и наливных работах – 0,71 кг на 1 м3 объема.

Это не существенно в масштабах одной перевозки, но в больших компаниях, где перевозки могут достигать до 2000 т в месяц на один полуприцеп эти "мелочи" превращаются в огромные потери. В связи с данной проблемой еще в 30-х годах прошлого века начали разрабатывать и применять системы, обеспечивающие рекуперацию паров нефтепродуктов при верхнем наливе. Однако этого оказалось не достаточно. Плюс ко всему верхний налив совершенно не способствовал безопасности оператора, а снег, дождь, пыль при попадании в цистерну загрязняли горючее. Все это привело к разработке систем нижнего налива (ГОСТ Р 50913-96) и позволило ощутимо снизить потери. Но и на этом дело за борьбу снижения потерь, не закончилось. Следующим этапом стало внедрение нижнего налива, сочетающееся с отводом паров при наливе-сливе.

На сегодняшний день используются еще более совершенные системы для отвода паров в подземный резервуар непосредственно из цистерны. Это практически устранило риск взрыва бензовозов при погрузке-разгрузке. Также непосредственное отношение к безопасности бензовозов имеют такие устройства как стройства беспроливной стыковки, адаптеры с фланцами переменного диаметра, независимые запорные устройства и т. д.

Также, в ходе "эволюции" бензовозов, значительное изменение претерпела конструкция съемной крышки люка самозащелкивающего типа. На первых порах использовали схемы с отводом паров при перекачке. Сегодня на страже безопасности стоят огневые предохранители, дыхательные устройства, ограничители топлива и собственно сами патрубки отвода паров. Именно патрубки и присоединяют при погрузке-разгрузке к подземному резервуару через рекуператор.

Внедрение термисторных (терморезисторных) и оптических датчиков ограничения налива, которые не имеют механически подвижных частей и свободны от трения, ошибки оператора, сбоя счетчика (что актуально для топливозаправщиков) или наличия остатков нефтепродукта, также является одним из этапов сбережения топлива при перекачке. В основу работы этих датчиков заложен принцип реакции быстронагреваемого резистора, охлаждаемого при контакте с жидкостью. Однако термисторные датчики быстро изнашиваются из-за резкого перепада температур. Поэтому отечественный ГОСТ Р 50913 регламентирует использование средств привода датчиков ограничителя наполнения за счет энергии перекачиваемой жидкости (поплавков). Для того, чтобы избежать опасной ошибки при снятии показаний уровня жидкости в цистерне в нижней части сосуда цистерны предусмотрен продольный желоб для гарантированного слива отстоя. Цистерны для темных нефтепродуктов (битума, мазута или нефти) снабжают утеплителем. Подогрев в них производится горелками и нередко - выхлопными газами.

Цистерны, занимающиеся перевозкой нефтепродуктов, должны быть окрашены в ярко-красный или оранжевый цвет, иметь надпись "Огнеопасно" с видимых сторон и снабжены табличкой "Опасный груз" (по ГОСТ 10807-78), на которой вверху указан код экстренных мер, а внизу – серийный номер груза по классификации ООН. Выхлопная труба на автоцистернах должна быть выведена в переднюю часть, под бампер.

Почти половина всех выпускаемых в России транспортных автоцистерн и топливозаправщиков приходится на продукцию НефАЗа. Сейчас завод выпускает шесть моделей полуприцепов, в том числе для перевозки битума, пять транспортных автоцистерн на шасси КамАЗ (8,8...17,0 м3) и 11,2-кубовый прицеп НефАЗ-8602.

ОАО "Бецема" сейчас выпускает 19 моделей полуприцепов-бензовозов и два полуприцепа-нефтевоза.

ГрАЗ изготавливает пять автопоездов, четыре базовых прицепа-цистерны, пять пролуприцепов вместимостью до 30 000 л для кратковременного хранения нефтепродуктов плотностью не более 860 кг/м3 и три цистерны для мазута, 15 бензовозов с цистерной вместимостью от 4900 до 17 000 л.

Воскресенский завод «Машиностроитель» выпускает в общей сложности 10 моделей цистерн АЦ, ПЦ и ППЦ вместимостью от 6 до 32 м3, а также нефтепромысловую цистерну на шасси МЗКТ-790992 (8х8) вместимостью 20 000 л для транспортировки нефти и масел.

ЗАО "Капри" (Санкт-Петербург), выпускает три модели полуприцепов с емкостью на 25 000, 30 000 и 33 000 л для перевозки светлых нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо). Компания также изготавливает полуприцепы-цистерны с термоизоляцией вместимостью 25 000 и 30 000 л для перевозки битума, мазута и сырой нефти.

ОАО "Алексеевкахиммаш" основное внимание уделяет транспортным цистернам-полуприцепам вместимостью 16...40 м3 для светлых и темных (890 кг/м3) нефтепродуктов. Для автотопливозаправщиков мод. 5659 завод выпускает 7...11-кубовые прицепы для светлых нефтепродуктов плотностью не более 860 кг/м3. Автоцистерны на шасси полноприводных автомобилей "Урал" и КамАЗ собирает завод "Строммашина" из Челябинска, на шасси КрАЗ - Кредмаш (Украина).

Украинcкий НПК "Азовобщемаш" в России хорошо известен своими аэродромными топливозаправщиками, а также выпускает четыре модели полуприцепа для транспортировки светлых нефтепродуктов. Кроме этого производством автоцистерн занимаются ОАО "Людиновский машиностроительный завод" (на шасси ЗИЛ-433362, 6,5 м3) и ОАО "Пожтехника" (на шасси КамАЗ-53213, 10...15 м3).

Тихорецкий завод "Красный молот" основной упор в производственной программе делает на топливозаправщики, но помимо них выпускает и прицепы на шасси СЗАП-85431 (9,5...11,2 м3).



Источник: http://www.tanktruck.ru/articles/4/
Категория: Мои статьи | Добавил: Bworz (09.06.2010)
Просмотров: 4249 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 BalpPleaste  
0
ОДНОКЛАССНИКИ ЗНАКОМСТВА

1 Inicybrineurb  
0
ygfkj

Имя *:
Email *:
Код *:
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright kbTZArs © 2024