07:11:2007 г.
МАЗУ – ШЕСТЬДЕСЯТ
Приближается очень важная
дата в истории отечественного (белорусского) автомобилестроения. В
нынешнем году МАЗ отмечает еще один 60-летний юбилей. Да, я не ошибся.
|
МАЗ-5335 |
В августе 2005 г. именинником
было известное предприятие. А теперь юбиляром стала сама марка МАЗ. Шесть десятилетий назад в
ноябре 1947 года первые пять самосвалов марки МАЗ – МАЗ-205 впервые
приняли участие в традиционной демонстрации минчан, посвященной этому
ноябрьскому празднику. Сейчас в помещении музея трудовой славы
автозавода проходит выставка, приуроченная к этому знаменательному
событию. В экспозиции представлены несколько десятков экспонатов –
личные вещи и предметы быта, фотографии и воспоминания участников того
времени, а также многое другое. Работать она будет до конца года.
Кстати, один из последних
представителей 205-х сейчас установлен на пьедестале возле центральной
проходной автозавода и каждый день встречает автозаводцев, идущих на
работу, и других посетителей автопредприятия.
Первые модели сильно
напоминали ярославские ЯАЗы. И в этом не было ничего удивительного, ведь
изготавливались они по российской технологии. Планировалось, что
Ярославский и Минский автомобильные заводы одновременно будут
производить похожую автотехнику. На радиаторах машин стояли
соответственно медведь и зубр. Но автопредприятие в России
перепрофилировали на производство необходимых для Советского Союза
дизельных двигателей.
К сожалению, нет на заводе
цельной автомобильной экспозиции, где была бы собрана автотехника,
выпускавшаяся в Минске в разные годы. Но в отделе дорожных испытаний
предприятия, к счастью, сохранились два автоветерана МАЗ-200 и МАЗ-5335,
выпускавшиеся соответственно с 1949 по 1965 гг. и с 1977 по 1984 гг.
Обе машины находятся в прекрасном состоянии и постоянно участвуют в
различных заводских и городских мероприятиях.Торговая марка МАЗ сейчас
известна практически во всех уголках нашей планеты. Мне рассказывали,
что еще десять лет назад в Израиле видели одну такую машину старого
поколения. Возможно, кто-то из эмигрантов привез ее из СССР. А несколько
лет назад один из представителей уже современных "минчан” с
дружественным визитом посетил США, а потом вернулся на родину.
ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ
Отмечать юбилей будут не
только сами минские автозаводцы, но и фирмы-дилеры завода, находящиеся в
странах СНГ и дальнего зарубежья.
Свой подарок к
знаменательной дате подготовило общество с ограниченной ответственностью
"БелАвтоМАЗ” (не путать с известным объединением) из города
Ростова-на-Дону. С целью рекламы и популяризации продукции Минского
автозавода россияне восстановили одну из первых белорусских моделей
МАЗ-200. Долгих 11 лет директор ООО Ю. С. Тараненко мечтал об этом событии. Сама идея
возникла у Юрия Степановича семь лет назад, когда он еще представлял
интересы минской компании "Дженти” в этом российском регионе. Четыре
года назад он возглавил ООО и приступил к практической реализации
задуманного. После долгих поисков нашли вожделенный автомобиль в одном
из оврагов в заброшенном состоянии. Правда, назвать его автомобилем было
сложно. Полусгнившая кабина, отсутствовал кузов. Рама, мягко говоря,
находилась далеко не в идеальном состоянии. Работа предстояла большая.
Но главное, было желание. Машину, а точнее, ее останки, перевезли
ростовчане к себе на завод. У них хорошая база. Здесь на двух гектарах
земли расположены 3000
кв. м производственных площадей, есть столярка,
моторный цех и многое другое.
|
Так сейчас выглядит МАЗ-200,
восстановленный в Ростове-на-Дону |
Чертежей у новоиспеченных
автореставраторов не было. Но нашлись старые книги по ремонту и
эксплуатации автотехники, фотографии и пр. Пришлось воспользоваться и
"услугами” мерительного инструмента.
В результате многомесячного
труда удалось отреставрировать раму и мосты, запустить двигатель и
восстановить коробку передач, изготовить новые кабину и кузов. Часть
отсутствующих узлов и агрегатов нашли на свалках в сельских районах
Ростовской области и Южного Федерального округа и отремонтировали их. К
сожалению, в ходе поисковых работ не удалось обнаружить родную резину и
пришлось "обувать” автотранспортное средство в современную продукцию.
Прошло полгода, и в августе
готовый МАЗ-200 самостоятельно выехал из ворот предприятия.
Автомобиль уже успел
принять участие в традиционном празднике города, вызвав своим появлением
массу восторгов у горожан и гостей мероприятия.
В дальнейшем планируется,
что грузовик станет не только частью музейной экспозиции "БелАвтоМАЗа”,
но и будет постоянно участвовать в различных городских мероприятиях.Кстати, о музейной
экспозиции. Сейчас Тараненко вместе со своим коллективом не хотят
останавливаться на достигнутом и планируют продолжить работу по
восстанавлению и других МАЗов, выпускавшихся в разные годы на Минском
автозаводе. "Главное, чтобы хватило сил и времени”, – говорит директор.
На очереди следующий "автоветеран” – тягач МАЗ-200В. Задержка связана с
решением финансового вопроса с хозяином.
Среди экспонатов будет
стоять и современная автотехника из Минска. Есть идея и о приобритении
предшественников МАЗов – ЯАЗов.
Что ж, остается пожелать
ростовчанам удачи и констатировать одновременно и радостный и печальный
факт, что наконец-то на территории бывшего СССР появится музей, где
посетители увидят экспозицию "живых” МАЗов, а не их фотографии. Но, увы,
это буде не в Минске.
ТОПЛИВОЗАПРАВЩИК-ВЕТЕРАН
Еще несколько лет назад я
думал, что в нашей стране автомобили семейства МАЗ-200 не сохранились.
Ведь прошло почти шестьдесят лет с момента выпуска первых МАЗов этого
семейства. Все сводилось к тому, что часть машин вывезли за пределы
республики, а многое просто порезали на металл. К счастью, на самом деле
все оказалось не таким печальным. Отдельные экземпляры 200-х еще можно
встретить на наших дорогах. И за их судьбу можно быть спокойными.
Владельцы следят за состоянием своих "помощников”.
НА БАЗЕ МАЗ-200
Много интересных
автомобилей собрано в экспозиции историко-культурного комплекса "Линия
Сталина”. Но есть среди них и поистине уникальные. К числу последних относится автомобиль-топливозаправщик ТЗ-200,
созданный на шасси грузовика МАЗ-200. Такую 7,7-метровую модель собирали
на Тихорецком машиностроительном заводе "Красный молот” на протяжении
нескольких лет начиная с 1959 года. 13,3-тонная машина предназначалась
для перевозки и кратковременного хранения жидкого топлива и
механизированной заправки различных автотранспортных средств. Помнится,
еще во времена моего детства такие автоцистерны обслуживали автобусную
станцию, располагавшуюся тогда на улице Веры Хоружей.
|
Топливозаправщик ТЗ-200 |
На автомобиле установлена
некалиброванная эллиптическая односекционная цистерна объемом 7800 л, снабженная
пневматическим ограничителем наполнения (для автоматического прекращения
поступления горючего в емкость), расположенным на нагнетательном
трубопроводе в кабине управления около заднего днища. Ее заполнение и
опорожнение производится при помощи самовсасывающего
центробежно-лопастного насоса СЦЛ-20-24 левого вращения
производительностью 500 л/мин при 1450 об/мин. А управление
топливозаправщиком производится из кабины управления, где размещаются
приемно-раздаточная аппаратура и щиток с контрольно-измерительными
приборами.
Данный экземпляр сотрудники
ИКК получили в год 60-летия освобождения Республики Беларусь от
немецко-фашистских захватчиков – в 2004 году – вместе с другой
автотехникой. Долгое время топливозаправщик хранился на автомобильной
базе в Степянке.
Несмотря на годы, прошедшие
с момента изготовления, автомобиль находится в хорошем состоянии.
Сохранились практически все его родные узлы и механизмы. Но
передвигаться самостоятельно ТЗ-200 пока не может.
В ближайшее время грузовик
планируется полностью восстановить, найти недостающие агрегаты и
поставить автомобиль "на ход”. По расчетам этот процесс не должен занять
много времени. И потом машина будет использоваться по своему прямому
назначению – перевозить топливо.
О МОДЕЛИСТАХ
Свою лепту в сохранение
старой раритетной автотехники вносят и заводские моделисты, создавая
масштабные копии МАЗов, которых уже давно нет.
Юрий ВЛОДАВСКИЙ
Автор выражает
благодарность сотрудникам рекламного отдела РУП "МАЗ” и директору ООО
"БелавтоМАЗ” Ю. С. Тараненко за оказанную помощь при подготовке статьи.
Фото автора и ООО
"БелАвтоМАЗ”
Источник: http://adt.by/content/view/2037/64/ |