Суббота, 30.11.2024, 04:01Приветствую Вас Гость | RSS

Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Меню сайта

» Категории раздела
Мои статьи [17]

» Поиск

» Форма входа

Главная » Статьи » Мои статьи

МАЗУ – ШЕСТЬДЕСЯТ
07:11:2007 г.

МАЗУ – ШЕСТЬДЕСЯТ

 

Приближается очень важная дата в истории отечественного (белорусского) автомобилестроения. В нынешнем году МАЗ отмечает еще один 60-летний юбилей. Да, я не ошибся.

МАЗ-5335
   

В августе 2005 г. именинником было известное предприятие. А теперь юбиляром стала сама марка МАЗ. Шесть десятилетий назад в ноябре 1947 года первые пять самосвалов марки МАЗ – МАЗ-205 впервые приняли участие в традиционной демонстрации минчан, посвященной этому ноябрьскому празднику. Сейчас в помещении музея трудовой славы автозавода проходит выставка, приуроченная к этому знаменательному событию. В экспозиции представлены несколько десятков экспонатов – личные вещи и предметы быта, фотографии и воспоминания участников того времени, а также многое другое. Работать она будет до конца года.

Кстати, один из последних представителей 205-х сейчас установлен на пьедестале возле центральной проходной автозавода и каждый день встречает автозаводцев, идущих на работу, и других посетителей автопредприятия.

Первые модели сильно напоминали ярославские ЯАЗы. И в этом не было ничего удивительного, ведь изготавливались они по российской технологии. Планировалось, что Ярославский и Минский автомобильные заводы одновременно будут производить похожую автотехнику. На радиаторах машин стояли соответственно медведь и зубр. Но автопредприятие в России перепрофилировали на производство необходимых для Советского Союза дизельных двигателей.

К сожалению, нет на заводе цельной автомобильной экспозиции, где была бы собрана автотехника, выпускавшаяся в Минске в разные годы. Но в отделе дорожных испытаний предприятия, к счастью, сохранились два автоветерана МАЗ-200 и МАЗ-5335, выпускавшиеся соответственно с 1949 по 1965 гг. и с 1977 по 1984 гг. Обе машины находятся в прекрасном состоянии и постоянно участвуют в различных заводских и городских мероприятиях.Торговая марка МАЗ сейчас известна практически во всех уголках нашей планеты. Мне рассказывали, что еще десять лет назад в Израиле видели одну такую машину старого поколения. Возможно, кто-то из эмигрантов привез ее из СССР. А несколько лет назад один из представителей уже современных "минчан” с дружественным визитом посетил США, а потом вернулся на родину.

 

ПАМЯТЬ О ПРОШЛОМ

Отмечать юбилей будут не только сами минские автозаводцы, но и фирмы-дилеры завода, находящиеся в странах СНГ и дальнего зарубежья.

Свой подарок к знаменательной дате подготовило общество с ограниченной ответственностью "БелАвтоМАЗ” (не путать с известным объединением) из города Ростова-на-Дону. С целью рекламы и популяризации продукции Минского автозавода россияне восстановили одну из первых белорусских моделей МАЗ-200. Долгих 11 лет директор ООО Ю. С. Тараненко мечтал об этом событии. Сама идея возникла у Юрия Степановича семь лет назад, когда он еще представлял интересы минской компании "Дженти” в этом российском регионе. Четыре года назад он возглавил ООО и приступил к практической реализации задуманного. После долгих поисков нашли вожделенный автомобиль в одном из оврагов в заброшенном состоянии. Правда, назвать его автомобилем было сложно. Полусгнившая кабина, отсутствовал кузов. Рама, мягко говоря, находилась далеко не в идеальном состоянии. Работа предстояла большая. Но главное, было желание. Машину, а точнее, ее останки, перевезли ростовчане к себе на завод. У них хорошая база. Здесь на двух гектарах земли расположены 3000 кв. м производственных площадей, есть столярка, моторный цех и многое другое.

Так сейчас выглядит МАЗ-200, восстановленный в Ростове-на-Дону
   

Чертежей у новоиспеченных автореставраторов не было. Но нашлись старые книги по ремонту и эксплуатации автотехники, фотографии и пр. Пришлось воспользоваться и "услугами” мерительного инструмента.

В результате многомесячного труда удалось отреставрировать раму и мосты, запустить двигатель и восстановить коробку передач, изготовить новые кабину и кузов. Часть отсутствующих узлов и агрегатов нашли на свалках в сельских районах Ростовской области и Южного Федерального округа и отремонтировали их. К сожалению, в ходе поисковых работ не удалось обнаружить родную резину и пришлось "обувать” автотранспортное средство в современную продукцию.

Прошло полгода, и в августе готовый МАЗ-200 самостоятельно выехал из ворот предприятия.

Автомобиль уже успел принять участие в традиционном празднике города, вызвав своим появлением массу восторгов у горожан и гостей мероприятия.

В дальнейшем планируется, что грузовик станет не только частью музейной экспозиции "БелАвтоМАЗа”, но и будет постоянно участвовать в различных городских мероприятиях.Кстати, о музейной экспозиции. Сейчас Тараненко вместе со своим коллективом не хотят останавливаться на достигнутом и планируют продолжить работу по восстанавлению и других МАЗов, выпускавшихся в разные годы на Минском автозаводе. "Главное, чтобы хватило сил и времени”, – говорит директор. На очереди следующий "автоветеран” – тягач МАЗ-200В. Задержка связана с решением финансового вопроса с хозяином.

Среди экспонатов будет стоять и современная автотехника из Минска. Есть идея и о приобритении предшественников МАЗов – ЯАЗов.

Что ж, остается пожелать ростовчанам удачи и констатировать одновременно и радостный и печальный факт, что наконец-то на территории бывшего СССР появится музей, где посетители увидят экспозицию "живых” МАЗов, а не их фотографии. Но, увы, это буде не в Минске.

 

ТОПЛИВОЗАПРАВЩИК-ВЕТЕРАН

Еще несколько лет назад я думал, что в нашей стране автомобили семейства МАЗ-200 не сохранились. Ведь прошло почти шестьдесят лет с момента выпуска первых МАЗов этого семейства. Все сводилось к тому, что часть машин вывезли за пределы республики, а многое просто порезали на металл. К счастью, на самом деле все оказалось не таким печальным. Отдельные экземпляры 200-х еще можно встретить на наших дорогах. И за их судьбу можно быть спокойными. Владельцы следят за состоянием своих "помощников”.

 

НА БАЗЕ МАЗ-200

Много интересных автомобилей собрано в экспозиции историко-культурного комплекса "Линия Сталина”. Но есть среди них и поистине уникальные. К числу последних  относится автомобиль-топливозаправщик ТЗ-200, созданный на шасси грузовика МАЗ-200. Такую 7,7-метровую модель собирали на Тихорецком машиностроительном заводе "Красный молот” на протяжении нескольких лет начиная с 1959 года. 13,3-тонная машина предназначалась для перевозки и кратковременного хранения жидкого топлива и механизированной заправки различных автотранспортных средств. Помнится, еще во времена моего детства такие автоцистерны обслуживали автобусную станцию, располагавшуюся тогда на улице Веры Хоружей.

Топливозаправщик ТЗ-200
   

На автомобиле установлена некалиброванная эллиптическая односекционная цистерна объемом 7800 л, снабженная пневматическим ограничителем наполнения (для автоматического прекращения поступления горючего в емкость), расположенным на нагнетательном трубопроводе в кабине управления около заднего днища. Ее заполнение и опорожнение производится при помощи самовсасывающего центробежно-лопастного насоса СЦЛ-20-24 левого вращения производительностью 500 л/мин при 1450 об/мин. А управление топливозаправщиком производится из кабины управления, где размещаются приемно-раздаточная аппаратура и щиток с контрольно-измерительными приборами.

Данный экземпляр сотрудники ИКК получили в год 60-летия освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков – в 2004 году – вместе с другой автотехникой. Долгое время топливозаправщик хранился на автомобильной базе в Степянке.

Несмотря на годы, прошедшие с момента изготовления, автомобиль находится в хорошем состоянии. Сохранились практически все его родные узлы и механизмы. Но передвигаться самостоятельно ТЗ-200 пока не может.

В ближайшее время грузовик планируется полностью восстановить, найти недостающие агрегаты и поставить автомобиль "на ход”. По расчетам этот процесс не должен занять много времени. И потом машина будет использоваться по своему прямому назначению – перевозить топливо.

О МОДЕЛИСТАХ

Свою лепту в сохранение старой раритетной автотехники вносят и заводские моделисты, создавая масштабные копии МАЗов, которых уже давно нет.

Юрий ВЛОДАВСКИЙ

Автор выражает благодарность сотрудникам рекламного отдела РУП "МАЗ” и директору ООО "БелавтоМАЗ” Ю. С. Тараненко за оказанную помощь при подготовке статьи.

Фото автора и ООО "БелАвтоМАЗ”



Источник: http://adt.by/content/view/2037/64/
Категория: Мои статьи | Добавил: Bworz (09.06.2010)
Просмотров: 2506 | Комментарии: 6 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Copyright kbTZArs © 2024